МАОУ гимназия №6 города Томска
город Томск
  • Социально-психологическое тестирование обучающихся

    Уважаемые родители! 

    Вы, безусловно, — самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.

    Здоровье ребенка – самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики (далее ПАВ-психоактивные вещества).

    Сегодня Вашему ребенку могут предложить наркотики во дворе и на дискотеке, в сети Интернет. До 60 процентов школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать ПАВ. Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может».

    Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить ранний опыт употребления наркотиков ребенком, пока употребление еще не переросло в необратимую стадию – болезнь, пока не сформировалась зависимость. 

    • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.
    • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ - это метод исследования, позволяющий определить эмоциональное и психологическое состояние учащихся, их индивидуальные особенности и проблемы, а также взаимодействие с окружающей социальной средой. • Результаты тестирования позволяют определить, как наиболее сильные и ресурсные особенности личности обучающихся, так и особенности поведения в стрессовой ситуации, различные формы рискового поведения.

    Цель тестирования : определение вероятности вовлечения обучающихся в зависимое поведение.

    Задачи социально-психологического тестирования:

    1. Осуществить оценку вероятности вовлечения в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска (ФР) и факторов защиты (ФЗ);
    2. Выявить повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение.

    К факторам риска относятся социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение: качества и условия, регулирующие взаимоотношения личности и социума, такие как потребность в одобрении, подверженность влиянию группы, принятие асоциальных установок социума, наркопотребление в социальном окружении; качества, влияющие на индивидуальные особенности поведения: склонность к риску, импульсивность, тревожность, фрустрация.

    Обращаем Ваше внимание на то, что социально-психологическое тестирование является добровольным и анонимным: - в тестировании принимают участие только те дети в возрасте 15 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие. Если ребенку нет 15 лет, он участвует в тестировании исключительно при наличии письменного информированного согласия одного из родителей (законных представителей). - родители (законные представители) обучающихся допускаются в аудитории во время тестирования в качестве наблюдателей; - конфиденциальностьпри проведении тестирования и хранении информированных согласий и заполненных тестов (опросников, анкет) обеспечивает администрация образовательной организации. Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам включиться в работу по ранней профилактике вовлечения подростков в употребление наркотиков и просим Вас дать согласие на участие Ваших детей в тестировании.


    Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье? - ДА – если Вы понимаете значимость проблемы и необходимость активных действий по предотвращению вовлечения наших детей в наркопотребление. - Вы можете сами проявить инициативу – предложите ребенку участвовать в программе социально-психологического тестирования! - Будьте активны – любая профилактика в интересах Ваших детей! - Помните: проблему легче предотвратить, чем справиться с ней!


    Сделайте выбор в пользу своего ребенка!!! Если у Вас остались или возникнут вопросы, Вы можете обратиться к официальным источникам в сети Интернет, а также позвонить по указанным телефонам и получить подробную консультацию по вопросам подготовки и проведению тестирования:

    Нормативная документация

    Методические рекомендации «Деятельность образовательных организаций по профилактике употребления психоактивных веществ среди обучающихся и формированию культуры здорового образа жизни» (Письмо Минпросвещения России от 29.08.2023 N 07-4803 «О направлении информации по СПТ») 

    Методические рекомендации «Организация деятельности образовательных организаций, направленной на профилактику употребления психоактивных веществ, пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся (на основе результатов социально-психологического тестирования)»

    Распоряжение департамента образования Томской области от 15.07.2024 № 896 «Об организации и проведении социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Томской области в 2024-2025 учебном году»

    Письмо департамента образования Томской области » О методических рекомендациях организации профилактической работы по результатам СПТ» от 06.11.2024 № 01-65-11401

    Методические рекомендации ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» 2024 год, «Организация деятельности образовательных организаций,
    направленной на профилактику употребления психоактивных веществ, пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся (на основе результатов социально-психологического тестирования)»

    Информационное письмо департамента образования администрации Города Томска (Презентация План-график проведения профилактических медицинских осмотров)

    Презентация «Результаты проведения социально-психологического тестирования в общеобразовательных организациях г. Томска», Акимова Елена Федоровна, муниципальный координатор организации и проведения СПТ

    Презентация «Социально-психологическое тестирование, обучающихся 7-11-х классов общеобразовательных организаций города  Томска в 2023-2024 учебном году», Пимахова А.В., методист МАУ ИМЦ по профилактике

    Презентация Тематическая консультация «Подготовка к социально-психологическому тестированию», Акимова Елена Федоровна, муниципальный координатор организации и проведения СПТ, сентябрь 2023. 

    Ответы на частые вопросы

    Не будет ли социально-психологическое тестирование (СПТ) провоцировать интерес ребенка к наркотикам?
    Нет. Не будет. В 2019 году во всех образовательных организациях Российской Федерации была введена Единая методика СПТ. Вопросы данной методики не содержат информацию о каких-либо  НС и психотропных веществах.

    Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ?
    Родителям должно быть гарантировано, что информация, предоставляемая в рамках профилактических мероприятий (тесты, программы, консультации и т.д.) будет дана в строгом соответствии с требованиями Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ.

    Результаты теста помогают понять какие социально-психологические факторы не позволяют подростку преодолевать препятствия, возникающие на пути его личностного становления и развития, разработать индивидуальный профилактический маршрут, развить в дальнейшем механизмы психологической защиты. Результаты СПТ не являются основанием для применения каких-либо мер дисциплинарного наказания!

    Могут ли родители присутствовать во время проведения СПТ?
    В соответствии с п. 10. приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2020 г. № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях» при проведении тестирования допускается присутствие родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании в качестве наблюдателей.

    Возможно ли наказание обучающегося за положительные результаты тестирования?
    Основная задача тестирования состоит в превенции асоциальных угроз в образовательном пространстве посредством принятия дополнительных мер с целью уточнения профилактической и коррекционной работы с обучающимися. Поэтому мероприятия, реализуемые в рамках образовательной организации после получения результатов тестирования, не будут содержать репрессивно карательного компонента. Гарантом этого является принцип анонимности проведения СПТ. В случае выявления признаков наркопотребления, в ходе профилактических медицинских осмотров главными принципами являются неразглашение и конфиденциальность, закрепленные на законодательном уровне.

    Какая польза для родителя, от участия в тестировании моего ребенка?
    По результатам тестирования проводится профилактическая работа в образовательной организации, вносятся корректировки в имеющиеся планы и программы (это комплексная масштабная работа по профилактике отклоняющегося поведения, суицидального поведения, наркотизации), тем самым создается безопасная среда для вашего ребенка. В случае, если ребенок имеет опыт наркопотребления, но еще не является зависимым, то по желанию родителей подростку будет оказана психолого-педагогическая коррекционная помощь в образовательной организации, либо на базе специализированного центра. Помощь эта также будет носить конфиденциальный характер, является эффективной, так как в работу будет включен родитель. Еще раз необходимо подчеркнуть, что тестирование проводится не ради тестирования, результаты СПТ используются для корректировки профилактической работы в образовательной среде.

    Могут ли по результатам диагностики поставить ребёнка на учёт?
    Результаты тестирования не являются фактическим или юридическим основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учёта. При желании обучающегося или его родителей результаты тестирования могут лишь мотивировать их самостоятельно обратиться за консультацией к профильным специалистам, а также воспользоваться предложениями по добровольному участию в мероприятиях, направленных на развитие навыков личностно — доверительного общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую адаптацию.

    Зачем ребёнку это тестирование?
    Результаты диагностики позволяют учащемуся получить информацию о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, содействуют развитию навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать потенциальные риски и обезопасить себя от них.

    СПТ помогает выявить детей, употребляющих НС и/или психоактивные вещества?
    СПТ НЕ выявляет конкретных подростков, употребляющих НС и психоактивные вещества. Оно не является основанием для постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку! СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie