МАОУ гимназия №6 города Томска
город Томск
  • Психолого-педагогическая служба

    Психолого-педагогическая служба в школе выполняет важнейшую функцию, способствуя созданию поддерживающей и безопасной образовательной среды. Основной задачей этой службы является обеспечение всесторонней поддержки учащихся в их интеллектуальном, эмоциональном и социальном развитии. Психологи и педагоги тесно сотрудничают, чтобы выявлять и преодолевать трудности, с которыми могут столкнуться ученики в процессе обучения и взаимодействия с окружающими.

    Эта служба предоставляет консультации и индивидуальную помощь ученикам, которые испытывают сложности с учебой, поведением или общением. Она также играет важную роль в работе с родителями и учителями, помогая им лучше понимать потребности и особенности каждого ребенка. Психолого-педагогическая служба организует тренинги и семинары, направленные на развитие у школьников навыков саморегуляции, коммуникации и решения конфликтов. 

    В конечном итоге, цель работы это создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.

     Задачи:

    • Выявлять и отслеживать динамику психологического развития школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в обучении, общении и психическом состоянии.
    • Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки учащихся в период адаптации, позволяющей им приспособиться к новым школьным требованиям и развиваться, совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
    • Создавать специальные социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую работу с детьми, испытывающими проблемы в психологическом развитии и обучении с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся.
    • Способствовать формированию у обучающихся повышению мотивации к самопознанию, саморазвитию и самоопределению с целью их дальнейшей социализации.
    • Оказывать психолого-педагогическую поддержку всех участников образовательного процесса путем обеспечения вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

      Педагоги-психологи реализуют поставленные задачи через организацию своей деятельности по следующим направлениям:

    • Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление статуса школьников: особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
    • Консультативная работа со  всеми участниками образовательного пространства.
    • Психологическое просвещение – формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей и обучающихся.
    • Коррекционно-развивающая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации, обучении и развитии. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребенка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной развивающей работы.
    • Экспертная деятельность - экспертиза (образовательной среды, профессиональной деятельности педагогов образовательного учреждения, микроклимата в детских коллективах и педагогической среде, эмоционально-психологической составляющей образовательного процесса).  

    Психолог, Педагог-психолог гимназии

    Ходырева Мария Степановна.
    Ходырева Мария Степановна
    Психолог, педагог-психолог
    210
    Телефон:
    +73822532187
    График работы:

    Понедельник

    • 8:00 - 16:00

    Вторник

    • 12:00 - 20:00

    Среда

    • 9:00 - 17:00

    Четверг

    • 10:00 - 18:00

    Пятница

    • 9:00 - 17:00
    Часы приёма:
    По индивидуальному графику

    Психолого-педагогическое сопровождение

    Образовательная организация — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.

    Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.

    Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.

    Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, специалист должен работать системно. Главные направления деятельности:

    • Первичная экспертиза. Специалист собирает информацию о факторах, влияющих на выбор инструментов психолого-педагогического сопровождения. Это, в частности, личностное и профессиональное развитие отдельного ребенка, уровни взаимодействия между участниками, условия, влияющие на качество результата. На основании информации педагог, психолог составляет комплексный план действий и определяет этапы работы с постановкой целей и задач по каждому из них.
    • Диагностика, подбор инструментов. Специалист определяет адаптационные технологии и методы, подходящие для решения задач, достижения целей — на конкретном этапе, для определенного ребенка или группы детей. Поиск решений заключается в изучении литературы, результатов научно-практических исследований, консультациях со смежными специалистами, родителями и т.д.
    • Непосредственная работа. Педагог, психолог реализует ранее выбранные методики и анализирует результаты. При необходимости проводится корректировка стадий психолого-педагогического сопровождения.

    При правильной реализации психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает условия, необходимые для развития когнитивных способностей и эмоционального интеллекта учащихся. Дети успешно усваивают знания, укрепляют социальные связи с окружающими, родителями и подготавливаются к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности. Для достижения нужных результатов необходимо понимать принципы, осваивать методики и формы сопровождения.

    🚩 Формы и методы психолого-педагогического сопровождения

    Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:

    • поддержки и развития индивидуальности;
    • учета и соблюдения интересов ребенка;
    • гибкости и вариативности в работе;
    • непрерывности и системности сопровождения;
    • взаимодействия всех сторон процесса.

    В работе педагог, психолог использует тот или иной метод, подбирая его на основании диагностики и анализа. Это может быть групповая дискуссия, формирование малых групп в рамках основного и/или дополнительного образования, имитационные игры, интерактивная, аналитическая работа и т.д. Конкретный метод подбирается в зависимости от особенностей детей. Также важно, в какой форме реализуется сопровождение. Это:

    Профилактика

    Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:

    • планируются превентивные меры для избежания дезадаптации детей в социуме — культурные, досуговые мероприятия,  игры;
    • разрабатываются предложения, рекомендации по обеспечению здорового образа жизни детей — для профилактики зависимостей, заболеваний, формирования полезных привычек;
    • ведется работа по созданию психологически здоровой образовательной среды — чтобы депрессии, межличностные конфликты были минимизированы.

    Диагностика

    Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:

    • определение интересов, склонностей, способностей ребенка, его потенциала в обучении и профессиональном становлении;
    • выявление «групп риска» в обучении, причин нарушений в социальной адаптации;
    • составление социально-психологического портрета личности учащегося — чтобы сориентировать педагогов, родителей (законных представителей) в направлении работы с ребенком.

    Консультирование

    Специалист по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (законным представителям) и учащимся консультации по вопросам:

    • обучения и адаптации;
    • развития мотивации детей к обучению;
    • решения психологических проблем;
    • взаимоотношений в коллективе;
    • построения индивидуальных программ обучения.


    Развивающая и коррекционная работа

    Развивающее психолого-педагогическое сопровождение направлено на раскрытие потенциала учащихся, а коррекционное — на своевременное исправление «отклонений». Для достижения результатов специалист должен:

    • помогать другим участникам образовательного процесса повышать социально-психологическую компетентность;
    • предоставлять детям индивидуальную помощь в личностном развитии;
    • систематически работать с детьми из «группы риска» — с отклонениями в социальном, психологическом, личностном развитии.


    Психологическое просвещение и экспертиза

    Деятельность направлена на педагогов и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:

    • знакомстве с особенностями развития учащихся;
    • информировании о факторах, мешающих личности ребенка развиваться;
    • популяризации психологических компетенций;
    • помощи в выборе методик взаимодействия с детьми разных возрастов, категорий.

    В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.

    Навыки в области психолого-педагогического сопровождения необходимы для создания комфортных условий для обучения детей.

    Информационно-методические материалы ПРОФИЛАКТИКА АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, Вологда, 2023 г.

    Памятки по воспитанию и профилактике

    Помощь в кризисной ситуации

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике