Психолого-педагогическая служба в школе выполняет важнейшую функцию, способствуя созданию поддерживающей и безопасной образовательной среды. Основной задачей этой службы является обеспечение всесторонней поддержки учащихся в их интеллектуальном, эмоциональном и социальном развитии. Психологи и педагоги тесно сотрудничают, чтобы выявлять и преодолевать трудности, с которыми могут столкнуться ученики в процессе обучения и взаимодействия с окружающими.
Эта служба предоставляет консультации и индивидуальную помощь ученикам, которые испытывают сложности с учебой, поведением или общением. Она также играет важную роль в работе с родителями и учителями, помогая им лучше понимать потребности и особенности каждого ребенка. Психолого-педагогическая служба организует тренинги и семинары, направленные на развитие у школьников навыков саморегуляции, коммуникации и решения конфликтов.
В конечном итоге, цель работы это создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.
Задачи:
- Выявлять и отслеживать динамику психологического развития школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в обучении, общении и психическом состоянии.
- Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки учащихся в период адаптации, позволяющей им приспособиться к новым школьным требованиям и развиваться, совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
- Создавать специальные социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую работу с детьми, испытывающими проблемы в психологическом развитии и обучении с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся.
- Способствовать формированию у обучающихся повышению мотивации к самопознанию, саморазвитию и самоопределению с целью их дальнейшей социализации.
- Оказывать психолого-педагогическую поддержку всех участников образовательного процесса путем обеспечения вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Педагоги-психологи реализуют поставленные задачи через организацию своей деятельности по следующим направлениям:
- Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление статуса школьников: особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
- Консультативная работа со всеми участниками образовательного пространства.
- Психологическое просвещение – формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей и обучающихся.
- Коррекционно-развивающая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации, обучении и развитии. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребенка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной развивающей работы.
- Экспертная деятельность - экспертиза (образовательной среды, профессиональной деятельности педагогов образовательного учреждения, микроклимата в детских коллективах и педагогической среде, эмоционально-психологической составляющей образовательного процесса).